т. 294-02-54

Основные понятия


Аккумуляторная батарея (АКБ) и аккумулятор - не совсем синонимы. АКБ называется "батареей" потому, что в ней соединены несколько аккумуляторов (для легковых автомобилей - шесть). Они расположены в одном корпусе и со стороны выглядят как единое целое, поэтому АКБ обычно называют просто "аккумулятором".

Емкость - количество электричества, выраженное в ампер-часах, которое может отдать АКБ в течение 20 часов. Например, аккумулятор емкостью 60 А-ч может 20 часов отдавать ток в 3А. Кстати, это не означает, что в течение 2 часов он может отдавать ток в 30 ампер: зависимость не линейная.

Пусковой ток - ток, который может отдавать АКБ при температуре -18 С при разряде до определенного уровня. Условия разряда могут отличаться в зависимости от методики, поэтому при сравнении характеристик АКБ нужно обращать внимание на то, по одной ли методике они измерены. Методика измерения пускового тока обозначается латинскими буквами, например, EN, SAE, DIN и т. д.

Полярность - относительное расположение положительного и отрицательного полюсов АКБ. Разверните аккумулятор так, чтобы клеммы были на ближайшей к Вам стороне. Если при этом положительный полюс (+) находится слева, а отрицательный (-) - справа, то у аккумулятора прямая полярность, если наоборот - обратная. Прямая полярность может также обозначаться буквой "R" или цифрой "1", обратная - "L" или "0".

Глубокий разряд - разряд АКБ ниже критической точки рабочего напряжения (обратите внимание - не до "нуля"!). Напряжение без нагрузки на полностью заряженной автомобильной АКБ должно составлять 12.7 В (вольт). Напряжение 12,2 В уже соответствует разряду на 50%, напряжение 11.7 В - разряду на 100%.

Сульфатация - процесс образования сульфата свинца на электродах. На самом деле процесс превращения свинца в сульфат свинца лежит в основе принципа работы аккумулятора (сульфат - это соль серной кислоты; грубо говоря, электричество образуется в процессе превращения свинца и серной кислоты в сульфат свинца и воду). Проблема возникает, если сразу не начать зарядку аккумулятора, при которой запускается обратный процесс по превращению сульфата свинца в свинец. В этом случае сульфат свинца меняет свои характеристики и остается на электродах навсегда.

Активная масса - вещество, наносимое на электроды АКБ и вступающее во взаимодействие с серной кислотой. На отрицательный электрод наносится активная масса из пористого свинца (Pb), на отрицательный - из двуокиси свинца (PbO2).

Свинцово-кислотные (WET) АКБ - АКБ, в которых электроды, изготовленные из свинца (оксида свинца), погружены в жидкий электролит, состоящий из воды и серной кислоты.

Малосурьмянистые АКБ - АКБ, в электроды которых для повышения прочности добавлена сурьма (Sb). Недостатком данного вида аккумуляторов является необходимость периодического контроля плотности электролита и долива дистиллированной воды, т. к. она более активно "испаряется" при зарядке аккумулятора.

Кальциевые АКБ (Ca/Ca) - АКБ, в электроды которых для снижения "испарения" воды добавлен кальций. Недостатком данного вида аккумуляторов является уязвимость к глубоким разрядам.

Гибридные АКБ (Hybrid, Calcium Plus, Ca+, Ca/Sb) - АКБ, в которых один из электродов изготовлен с добавлением кальция, другой - с добавлением сурьмы, что позволяет частично компенсировать недостатки малосурьмянистых и кальциевых аккумуляторов.

EFB (Enhanced Flooded Battery, "Улучшенная батарея с жидким электролитом") - технология изготовления АКБ, при которой пластины электродов помещаются в специальный материал, препятствующий разрушению активной массы. Как правило, в таких АКБ используются также сплавы с улучшенными характеристиками, в некоторых случаях существенно увеличивается вес пластин. В совокупности это позволяет увеличить количество циклов разряда-заряда, которые может выдержать аккумулятор, повысить скорость заряда, обеспечить высокую производительность в частично разряженном состоянии.

AGM (Absorbent Glass Mat, "Абсорбирующий мат из стекловолокна") - технология изготовления АКБ, при которой электролит находится не в жидком, а в адсорбированном состоянии: им пропитаны стекловолоконные маты, расположенные между электродами. Аккумуляторы AGM отличаются наибольшей скоростью заряда, рассчитаны на еще большее, по сравнению с EFB, количество циклов разряда-заряда и имеют ряд других преимуществ. Недостатком аккумуляторов AGM, кроме цены, является требовательность к источнику заряда: их нельзя заряжать током слишком большого напряжения.

Гелевые АКБ (GEL) - АКБ, в которых электролит находится не в жидком, а в гелеобразном состоянии. К преимуществам гелевых аккумуляторов относится большая, по сравнению с AGM, устойчивость к глубоким разрядам, еще большее максимальное количество циклов разряда-заряда, при этом гелевые АКБ плохо работают при сильных морозах, немного дольше заряжаются и, по сравнению с AGM, еще более требовательны к параметрам тока при подзарядке.

Copyright 2017-2019
e-mail: info@akkum24.ru